Уроки психотренинга: Малыш начал ходить

Внимание, откроется в новом окне. ПечатьE-mail

Тренинги

Это радостное событие доставляет массу трудностей и хлопот родителям. Раньше младенец спокойно лежал или сидел в своей кроватке, играл с теми игрушками, которые ему дала мама,– значит, был в окружении безопасных, стерильных предметов. К тому же он не нарушал порядка в доме и его владения ограничивались манежем.
А что теперь? Залезает или заползает во все углы, тянет в рот что попало: гуталин, спички, карандаши... Опрокидывает банки с крупой и вареньем, разливает духи, ломает папины сигареты, сосет бабушкины тапочки.
Что же делать? Какое мнение в связи с этим событием вы разделяете и почему?
Папа: главное – свобода и самостоятельность.
Пусть осваивает пространство, знакомится с обстановкой, набивает синяки. Зато на собственном опыте убедится, что можно, а что нельзя. А как по-другому воспитать в ребенке самостоятельность, любознательность, умение рассчитывать на собственные силы? Иначе вырастет хлюпик, а не сильная личность.
Бабушка: главное – безопасность.
О порядке в доме придется забыть. Первостепенные заботы теперь в другом: вдруг он разобьет бутылку и порежется, вдруг съест лекарства, вдруг упадет со стола. Нет, так рисковать здоровьем ребенка нельзя! Нужно убрать от него все опасные предметы и все время следить за ним. Современные родители легкомысленный и рассеянный народ, на них ребенка даже страшно оставлять. Начитались каких-то книжек о новых методах воспитания, по которым ребенка надо бросать на произвол судьбы.
Мама: главное – порядок.
Я просто физически не могу все время за ним ходит.,, вытаскивать его из разных углов. Мне и без этого забот хватает. И потом, попробуйте у него отнять то, что он взял, или не пустить его туда, куда он хочет! Он же кричит, устраивает сцены. Упрямый стал – сил нет! Все опасные вещи убрать невозможно, он везде лезет. Единственный выход – это манеж. Пусть учится ходить в манеже, грызет погремушки. И следить не надо, и ребенок в безопасности, и порядок в доме. А я могу чувствовать себя спокойно, не вздрагивать от малейшего шума или писка. Пусть хоть кто-нибудь подумает о моих нервах.

Определите, что для вас в суждениях психологов было новым, что бы вы обязательно использовали в воспитании своего ребенка?
Внимание – кризис!
Развитие ребенка таит в себе много подводных камней. На смену постепенному накоплению изменений в личности ребенка приходит бурный перелом, появляются своеволие, капризы, прочие сложности. Ребенок в очень короткий срок неузнаваемо меняется. Такой кризис наступает в конце первого года жизни.
Что же происходит?
–Умение ходить сильно расширяет жизненное пространство малыша, он давно стремился вырваться из кроватки и манежа.
–В этом новом пространстве он обнаруживает невероятно интересные вещи, которые со свойственной ему любознательностью хочет изучить.
–Он уже не так беспомощен, многое умеет, поэтому требует права быть самостоятельным.
–Всякое препятствие, ограничивающее исследовательский пыл, встречает бурный протест малыша.
–И все-таки он еще очень мал, и ему нужна помощь взрослого. Ребенок в этом возрасте чрезвычайно чувствителен и к отношению взрослых,  именно сейчас у него закладывается умение оценивать самого себя.
Как смягчить кризис?
Главное – понять, что начинается новый этап в жизни ребенка и прежние методы обращения с ним бесполезны, даже вредны. Невозможно повернуть развитие вспять или остановить его. Ваша задача – ввести малыша в открывающийся перед ним мир.
Чтобы не портить нервы, сделайте свой дом максимально безопасным. Уберите лекарства повыше и заприте их на ключ. Не оставляйте на столах ножи, ножницы и иголки. Не давайте ребенку пуговиц, которыми он может подавиться.
Но это только полдела. Уберечь ребенка от всего на свете вам не удастся. Он все равно будет грызть, сосать и глотать все, что попадется ему под руку, потому что рот остается пока основным инструментом исследования, и ваша главная цель – дать ему в руки новый, более совершенный. И этот инструмент – умелое обращение с предметами.
Оно включает прежде всего умение пользоваться заложенными в предметах свойствами. В каждой игрушке – от кубика до модели космической ракеты – скрыт огромный развивающий смысл. Малыш с вашей помощью должен понять, что кубик – это не только и не столько предмет, который можно грызть и которым можно стучать, а прежде всего – материал, из которого можно построить сначала башню, потом дорожку, потом домик, а затем и целый город.
Возьмите в свои руки руководство игрой малыша, и вы увидите, как, поняв принцип обращения с игрушкой, ребенок начнет совершать собственные открытия. И это будет для него гораздо интереснее, чем грызть башмаки и выбрасывать игрушки из манежа. Не забывайте только похвалить малыша – ваша оценка пока единственное мерило его успехов. Инициатива ребенка, подкрепленная поощрением взрослого,– залог успешного продвижения вперед. На смену погремушкам и пищалкам в игровой уголок вашего ребенка должны прийти те предметы, с помощью которых можно изучать самые разные свойства вещей, конструировать и проявлять смекалку.
Постоянную занятость мамы или бабушки на кухне можно использовать с большой пользой для малыша. Посадите его в высокий стульчик рядом с собой и, готовя еду, объясняйте ребенку, что вы делаете, показывайте и называйте те предметы, которые держите в руках. Через некоторое время вы убедитесь: ваши действия перенесены ребенком в ролевые игры.


У вас не достаточно прав для коментария.

  © 2009-2018 Katman Содержимое сайта защищено магией. Укравший контент - проклят на 7 поколений.